Что за вид, что за жанр - авторская сказка?_2

Так может быть, авторская сказка - это способ донести до широкой публики взгляды автора в предельно занимательной, игровой форме, доступной даже и детям?

Сказки - декларации, написанные на злобу дня, редко переживают своего автора. Лишь немногие из них талантливы настолько, что становятся "вечными".

И когда старшеклассники со страдальческим видом пытаются припомнить непрочитанный учебник и сказать хоть что-нибудь о причинах революций, мне их жалко. Факты, не пережитые эмоционально, не стали знанием. Ну не было в их детстве ни "Чиполлино" Родари, ни "Королевства Кривых зеркал" Губарева, ни "Трёх Толстяков" Олеши...

Для нас эти сказки, отнятые у современных детей, были любимейшими. Это из них мы точно знали, что любая революция - прежде всего радикальная попытка исправить глобальную НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. А какой же ребёнок не окажется на стороне справедливости?!

Ну а сказка - сатира?

Пушкинский "Поп - толоконный лоб" при жизни автора даже не был напечатан!

Читая сказки Салтыкова - Щедрина, маститый критик издал возмущённый вопль: "Как же надо ненавидеть Россию, чтобы всё это написать!" Автор, столбовой российский дворянин, ответил: "Я люблю Россию до боли сердечной". Видно, было, отчего болеть сердцу...

И когда полтора века спустя министерство образования НЕ рекомендует щедринские сказки десятиклассникам (они вызывают ненужные "аллюзии", то есть ассоциации с современностью), у школьников это вызывает здоровый смех и желание срочно прочесть! Даже у тех, кто уроки, посвящённые крупнейшему русскому сатирику, проспал или прогулял!

А героическая сказка - младшая сестра былины? "Горячий камень" или "Мальчиш Кибальчиш" Гайдара - классика жанра, но из школьной программы они исключены. Изгнаны. За что? Тут вопросов больше, чем ответов...

Хотим ли мы, чтобы наши дети выросли героями?

- Ах, нет, не хочу, чтобы бросался под танки... и вообще, чтоб забивал себе голову идеями! Не хочу чтобы им руководили другие!

Но хотим мы, или нет, а руководят всегда "другие".

Идеология начинается с понятий "что такое хорошо, и что такое плохо", так что "не забивать ею голову" значит считать хорошим то, что хорошо для твоего личного брюха. "Скотам подобно".

А "чтобы не бросался под танки"... никто не захочет, чтобы создалась такая ситуация. Но это не всегда зависит от нас.

Так что насчёт качеств необходимых для того, чтобы остановить вражеский танк? Ах, нужны? Конечно...

И это не только смелость, не только ненависть к врагу (часть сформированной "идеологии", понимание того, ПОЧЕМУ враг - это враг), это прежде всего - ЛЮБОВЬ. Ко всему и ко всем, кого ты готов защищать. И здесь переоценить роль героического эпоса - невозможно!

Есть и такие сказки, которые дают ребёнку возможность почувствовать себя богатырём, великаном уже сейчас. И ощутить ответственность сильного!

Бианки, Чарушин, Мамин-Сибиряк - так и хочется их назвать "соавторами" самой природы. Мышонок Пик, Заяц Коська, Серая Шейка - так прекрасны,так беззащитны! Читатель, знакомый с ними, будет просто счастлив помочь зверушке, попавшей в беду - он сам себе от этого покажется сильнее и взрослее!

Наталья Баева
Продолжение следует...

TEXT.RU - 100.00%


Комментарии:


  • Валентина Бояркина
    2013-09-20 05:56:53
    Спасибо, что поднимаете такие серьёзные идеологические вопросы!!!