Что за жанр - авторская сказка?_3

Есть и такие сюжеты, которые путешествуют по временам и странам, изменяясь почти до полной неузнаваемости! Всё начинается с торжественного и серьёзного мифа, затем обрастает "приключенческими" подробностями, превращаясь в повесть, затем в сказку, приобретает национальный колорит... И попадает в руки разным авторам в разных концах света!

Сюжет о любви девушки к страшилищу бродячий, он встречается у многих народов, а восходит к древнегреческому мифу об Амуре и Психее! В конце античной эпохи миф уже трансформировался в авантюрную повесть: там Психее наговорили, что Амур, который прилетает к ней по ночам, потому не хочет показываться на глаза, что он - страшное чудовище! А Психея полюбила это "чудовище" за ласковые речи, за добрую душу. И была счастлива убедиться, что её любимый - совсем не страшный.
Новые авторы внесли в повествование новые оттенки - и получились совершенно разные "Душенька" Богдановича, "Аленький цветочек" Аксакова, "Красавица и чудовище" Диснея...

Трансформация мифа может быть и более причудливой. Все мы знаем, что у ранних христиан рыба была символом Христа, что по народным представлениям "благотворить" надо всякому потому, что никогда не угадаешь, в каком образе Бог придёт тебя испытывать. Прикинется ли он нищим, зверем или рыбой... Но кому из современных людей при прочтении этих строк вспомнится Емеля с его щукой?

А связь - прямая! Ведь это только в советских пересказах Емеля говорил: "По щучьему велению, по моему хотению". А в народном варианте "волшебные слова" были несколько иными: "По щучьему велению, по божьему благословению"! Вот кто прикинулся щукой! Вот кого отпустил Емеля - и за свою доброту получил сверх всяких ожиданий! Вот какой смысл имела эта сказка, на первый взгляд - бессмысленная.
Надо ли уточнять, что звери, благодарные герою за помощь, и сами в свою очередь творящие для него чудеса пришли в авторскую сказку из этого мифа?
Вспомните хотя бы пушкинскую Царевну Лебедь...

Миф - источник, поистине, бездонный. Но превращение его в сказку - это превращение были в небылицу. Ведь миф воспринимался нашими далёкими предками именно как историческая реальность, а сказка - это пусть сколь угодно художественный, но - вымысел. Сложно представить себе сказочника с мифологическим мышлением!

Однако, когда читаешь классика финской литературы Топелиуса, не покидает ощущение, что его сюжеты и образы - прямиком из времён палеолита! Было такое время, когда человек никак не выделял себя из природы, был просто частью мира.

"Я вырос с верой в то, что в природе всё живет, чувствует, разговаривает"... - этим стихийным ощущением наполнены сказки, в которых ни "воспитательных моментов", ни поучительной морали. Кажется, единственная цель автора - познакомить мир с родной Финляндией. В его героях - ничего чудесного, ничего особенного - обычные мальчики и девочки, которые так обыкновенно... слышат песни старых сосен и сонаты морских глубин, являются в школу со свитой - лесными зверушками, и никого не боятся. Даже самого горного короля - повелителя полярной ночи!
Но сам Топелиус, автор пьес, романов и стихов, уверял, что не обратился бы к жанру сказки, если бы не Андерсен...
Наталья Баева


Комментариев нет