Есть такой жанр - историческая повесть..3

Собственно историческая повесть - это рассказ о том, чему живых свидетелей не осталось. Только мемуары современников, только документы, картины, вещи, наскальные рисунки и пепел давно погасших костров. Это - реставрация, более или менее достоверная, и в то же время художественная, поскольку речь идёт о произведении литературы.

Синтез "художества" и документа стал возможен сравнительно недавно, ведь только в девятнадцатом столетии археология стала наукой (и поиски увели в "допотопные" времена), а затем учёным сообществом почти единогласно был принят дарвинизм.

Стало очевидно, что пещерные люди каменного века - не ошибки господа бога, уничтоженные потопом, а наши предки.

Открытие наскальной живописи (пещера Альтамира в Испании) дало повод считать, что столь "современное" искусство означает и практически "современный" психический склад авторов, что человек почти не меняется.

И конечно, такой взгляд был "другой крайностью". Авторам первых "реставраций" - повестей о жизни в каменном веке, приходилось усмирять свою фантазию, не выходя из области фактов. Постоянно напоминая себе, что выжить, просто ВЫЖИТЬ - это было главной и единственной задачей наших пращуров.

***

Борьба за огонь

Повесть Рони-старшего "Борьба за огонь" захватывает и не отпускает с первой и до последней страницы. Вот когда выживание требовало напряжения всех сил!

Племя уламров разгромлено. Безжалостные враги знали, что совсем необязательно убивать всех - достаточно обратить соседей в бегство и погасить их огонь. Жизнь, и без того очень нелёгкая, без огня становится буквально беспросветной...

И тогда шестеро храбрецов отправляются на поиски огня. Трое - на юг, трое - на север. Читателю всё больше нравится предводитель одной из групп, юноша по имени Нао. Выносливый и бесстрашный, он оказывается ещё и мыслящим, находчивым, даже остроумным! Он не боится встреч с дикими зверями - зверя обхитрить несложно. Куда более опасный враг - человек!

Для человека убить чужаков - обязанность, ставшая обычаем, ведь чужак вполне может быть разведчиком. Кто знает, не приведёт ли он сюда всех воинов своего племени?!

Но у этих врагов есть огонь. И чтобы добраться до их костра, Нао придумал заключить союз с ... мамонтами! Флегматичные великаны охотно принимали корни кувшинок из рук людей, и пошли за этим лакомством даже к костру. Под их могучей защитой огонь был взят и доставлен соплеменникам. Племя спасено!

Вот и найдена точная мера "очеловечивания" пещерного предка: здесь волей - неволей живут "для того, чтобы есть". Но "лучшим человеком"героем песен и сказаний становится тот, кто способен помочь выжить всем соплеменникам.

***

Значит, злейший враг племени - тот, кто лишит его огня. Пусть даже по неосторожности, по легкомыслию, по малолетству...

Приключения доисторического мальчика

В повести д*Эпиньи "Приключения доисторического мальчика" восьмилетний Крек оставлен в пещере поддерживать огонь. Он так голоден, а ждать мужчин с охоты ещё так долго... Но вот - младший братец вбегает и кричит:

- Там сурки! Много - много! Набьём и напьёмся тёплой крови!

Что ж... если подбросить огню побольше корма, может, ему хватит надолго?

Увы! Мужчины вернулись в пещеру с потухшим костром!

По обычаю Крек должен умереть - даже мать не находит для него слов оправдания. Но однажды он подсмотрел, как развёл огонь чужой человек, пришелец. И вспомнил!

В пещере снова горит огонь, но Крек не прощён. Соплеменники не знают, смогут ли доверять ему впредь - и мальчишка приговорён к изгнанию.

Такой приговор был хуже смерти, но ведь повесть написана для детей. Благополучный конец не производит впечатления "антиисторичности", книга впечатляет прежде всего ощущением одиночества, бессилия, беспомощности голого человека на голой земле.

"Когда человека ещё не было" - одна из самых интересных "реконструкций" жизни в каменном веке. Болгарский писатель Дмитрий Ангелов проследил судьбу племени чангов. Почти обезьяны...

Но вот - случайное использование палки и камня - заострение новой палки когтями и зубами - заострение камнем - заточка камня... Случайно найденные орехи, запёкшиеся в лесном пожаре - и вот уже в огонь, загоревшийся от молнии, бросают орехи, чтобы испечь - не дают огню погаснуть, подбрасывая ветки... Случайно подобранный осиротевший волчонок выкормлен - и помогает своим спасителям охотиться...

Десятки маленьких открытий, каждое из которых делает этих странных существ, едва выделившихся из мира животных - всё более и более людьми!

В этой повести нет сюжета в привычном понимании, нет интриги. Её сюжет и интрига - появление и развитие невиданного орудия, позволившего существу, далеко не самому сильному от природы, стать "великаном". Это орудие - РАЗУМ.

Но от тех баснословно далёких времён осталось лишь то, что ненамётанный глаз может увидеть - и не заметить: заточенные камни, разбитые камнями кости... Другое дело - письменные источники, документы! Жаль, что письменность - изобретение, сравнительно недавнее. Всего-то каких-нибудь пять тысяч лет...

Если археолог находит школьную пропись на глиняной табличке, папирусе или бересте - разве не возникнет перед его мысленным взором тот, кто учился по этой прописи? И город, в котором он жил, и его родители, учитель, приятели? И цель этого учения, и планы на дальнейшую жизнь! Вот и рассказ или даже целая повесть!

Классический образец такого рассказа - реконструкции написан ещё в двадцатые годы двадцатого века. "Письмо греческого мальчика". Всё началось с того, что историку С.Я. Лурье был подарен папирус любопытного содержания...

Это было письмо мальчика к отцу. Отец собирался поехать в Александрию, и сын по имени Феон уговаривал-убеждал взять его с собой. А если отец уедет один, то сын с ним и здороваться перестанет, и даже есть перестанет!

Папирус был найден в городе Оксиринхе, в Египте, и относился к III веку нашей эры. Затухающий очаг греческой культуры, сохранивший, однако, традиции античного образования.

Совсем нетрудно оказалось представить себе мальчугана из семьи состоятельной и образованной, любимого родителями и несколько избалованного. И его учителей, и школу, и школьных товарищей - греков, римлян, египтян. Отношения между ними были, скорее всего, напряжёнными - ведь Египет в эти годы сотрясали восстания.

Определить своё место среди сверстников, свои взгляды на жизнь и людей Феону было так же непросто, как и его современным сверстникам...
Продолжение следует...
Наталья Баева для портала Познаем Мир Вместе

Смотрите также по этой теме "Есть такой жанр - историческая повесть" :

Есть такой жанр - историческая повесть..8 Повесть - биография

Есть такой жанр - историческая повесть..7 Повесть - фентэзи

Есть такой жанр - историческая повесть...6 Повесть - иллюстрация

Есть такой жанр - историческая повесть...5 Повесть - иллюстрация

Есть такой жанр - историческая повесть..4 Картины русской истории

Есть такой жанр - историческая повесть..3

Есть такой жанр - историческая повесть..2.Цель автора

Есть такой жанр - историческая повесть...1

TEXT.RU - 100.00%


Комментарии:


  • Анна Поздеева
    2013-10-20 16:09:27
    О, какой подробный аналитический рассказ! Очень интересно! Как мало я читаю такой литературы, к сожалению!