​Вера Смирнова. Герои Эллады.

Вера Смирнова. Герои Эллады.


Невероятная страна, фантастический мир, в котором наряду со смертными людьми живут, ссорятся, мирятся и развлекаются бессмертные боги. А ещё кентавры, гарпии, сирены, тритоны, циклопы, титаны, нимфы, нереиды...

Это не Греция, это - Эллада.
Какая разница? Такая же, как между Россией и Русью, в которой только, бывало, выйди за околицу - повстречаешься с Соловьём-разбойником, Идолищем поганым, Бабой ягой...

Казалось бы - люди должны быть игрушками в руках игроков, столь могущественных? Но нет, в том и есть непреходящая ценность греческого мифа, что человек в нём наделён свободой выбора - и мужеством выбирать. За таких людей, как Тесей или Геракл, готовы соперничать сами боги!

Вот Ясон призывает героев отправиться с ним в далёкую Колхиду за волшебным Золотым руном, которое принесёт Афинам величие. И невиданный корабль Арго несёт лучших мужей Эллады через пустынное, страшное море...
Всё, решительно всё было в жизни Ясона - приключения, борьба, победы, любовь прекрасной волшебницы Медеи, чудесные дети и царская власть... Где же, в какой момент он позволил себе забыть, что он - всего лишь смертный? Почему и о нём предпочли забыть те, кто его знал? Почему, такой страшной, такой одинокой оказалась старость героя?
Пытаясь хотя бы мысленно перенестись в те времена, когда он был первым среди равных, Ясон находит рассыпающийся на берегу корабль - и гибнет под обломками легендарного Арго...

Вот в чём разница между собственно мифом - и произведением, созданным на его основе, будь то роман или пьеса, фильм или сказка. В древнем мифе все повороты судьбы героя, все его несчастья объясняются волей рока, в то время как авторы ищут - и находят объяснение в поступках самого персонажа. Моральный аспект - вот то, чего не было в мифе, и то, без чего теряет ценность "пересказ".

Прометей, терзаемый орлом, не может просить пощады, не может каяться в том, что сделал людей разумными, почти равными богам. Восхищаемся.
Но как тут же не подумать о поведении его друга Гефеста? Ведь это он приковал Прометея к скале - боялся ослушаться Зевса! В пьесе Эсхила к Прометею приходят Гефест и Гея, его мать, и оба умоляют покаяться, чтобы прекратились его мучения. От Гефеста Прометей отвернулся с презрением, а Гею спросил: "Разве лучше тебе быть матерью труса?" И богиня удалилась в скорбном молчании...

А славнейший из героев Афин Тесей, воспитанный мудрым кентавром, стал победителем многих разбойников - и каждого из них казнил той смертью, какой они сами убивали людей. Являть милосердие к негодяям бесчеловечно по отношению к их жертвам! Вероятно, именно поэтому соотечественники доверили юному герою сразиться со страшным чудовищем - Минотавром, пожиравшим афинских юношей и девушек. И здесь Тесей победил - освободил Афины от страшной дани!
Попробуй догадаться, читатель, что было, а чего не было на самом деле, если Тесей - действительно, один из первых известных нам афинских царей. Это в его правление Акрополь был обнесён мощными стенами, превращён в неприступную крепость.

Дедал и Икар бегут с Крита, где они жили на положении пленников, бросая вызов жестокому царю. Но ведь царь - всего лишь человек, а понимают ли беглецы, что своим полётом нарушили волю богов? Стоило ли, если это - гибель, почти неизбежная?
Вопрос о цене прогресса, однозначного ответа на который у нас сегодня нет. А у греков - был! То, что ты достоин называться Человеком, - приходится доказывать и людям, и богам, и самому себе! Не можешь? Боишься? Тогда какой же ты человек...

Но быть может самая острая нравственная коллизия - в цикле "Подвиги Геракла", в рассказе "Геракл у Адмета". Сам Геракл почти безупречен, но при этом вполне симпатичен: ведь он - богочеловек. Совершенен, как божество, но и люди ему не чужие, это для них Геракл очищает землю от чудовищ. А вот его друг Адмет...
Он точно знает дату своей смерти, но боги ему предложили найти того, кто согласится умереть вместо него. Тогда Адмет будет жить долго и счастливо.
И вот Адмет ищет человека, самого несчастного - такого, у кого нет причин дорожить жизнью. Несчастных немало, но к жизни привязан каждый! Решатся ли пожертвовать собой те, кто любит Адмета, его родители? "Что, если бы ты могла умереть вместо меня?" - спрашивает Адмет у матери, и она отвечает, что даже мысль о добровольной смерти - безумна. Ведь "туда" всё равно когда - нибудь попадём, а "сюда" никогда не вернёмся!
Тогда Адмет прямо говорит отцу, что тот может умереть вместо него. Не хочет?! "Как же ты себялюбив, отец! Цепляться за жизнь в твои годы!"
- Себялюбив? Не более, чем ты, дитя! Кто тебе сказал, что в мои годы жизнь менее драгоценна?
Но вот вместо Адмета решается умереть его юная жена Алкеста. Как ни страдает Адмет, но не находит в себе сил её остановить...

История закончилась по-сказочному хорошо, как раз вовремя появился Геракл и победил самого демона смерти Танатоса - так хотелось ему спасти Алкесту. Потому, что нечасто приходится встречать людей, таких любящих и таких отважных. А вот как расценить поведение Адмета?
Но Геракл не берётся судить друга - он, полубог, привык к тому, что люди - слабы... Разве может он, бессмертный, осуждать смертных?

Однако книжка Веры Смирновой "Герои Эллады" вовсе не перегружена морализаторством! Поставленные в ней вопросы заинтересуют подростка, а маленький читатель может их и не заметить. Просто непременно увлечётся чудесными сказаниями молодого, прекрасного народа, жившего на юной земле.

Наталья Баева для портала Познаем Мир Вместе


Комментариев нет