Шекспир. Ромео и Джульетта

Шерспир. Ромео и Джульетта.


Казалось, пьесы можно читать только по обязанности. Правда, обязанность эта была не тягостной, а даже радостной - ведь всё "программное" читалось в классе по ролям. Но всё же трагедия, которую прочли абсолютно все и абсолютно добровольно была только одна. "Ромео и Джульетта". По причине фильма Дзеффирелли, который вышел у нас на экраны в 1972 году. Это было откровение, это было паломничество. Толпой сметали растерянных билетёров, объяснявших нам, что "это - до шестнадцати нельзя!"
В самом деле смешно запрещать "до шестнадцати" фильм о тринадцатилетних...

Читали, сравнивали, так ли всё в фильме, как в книге? Неловко было узнать, что принц Парис у Шекспира любил Джульетту ничуть не меньше, чем любил её Ромео. И точно так же пришёл к её гробу, чтобы умереть! И Ромео прежде, чем выпить яд, убивает неудачливого соперника... трагедия, которую из фильма режиссёр просто убрал, изобразив Париса старым, наглым и неспособным любить.

Но сами главные герои - от них, казалось, исходило сияние! Это была та "любовь на выходе из детства", которая возможна лишь раз в жизни. Такая свежесть чувств, такой накал страсти, что никакого воображения не хватало представить себя на их месте. Можно было только завидовать. И понимать, что смерть в объятиях любимого - удел ничуть не менее прекрасный, чем "жили они долго и счастливо".

Но почему они погибли?
В глубине души мы знали ответ, но очень уж не хотелось произносить его вслух: потому, что такие чувства не бывают навсегда. Может быть, они не бывают даже надолго, и именно поэтому автор "уместил" всё действие в ... один день?! Это - вспышка! Яркая молния, озарившая мрачную, склочную, кровавую жизнь солнечной Вероны. Но если бы такой вывод сделал и преподнёс нам какой-нибудь многоопытный "взрослый" - возмутились бы. Очень уж хотелось верить, что - пусть редко, но - бывает Вечная Любовь! А ребятам просто не повезло - враги... а кто их враги? Родители?!

Вот эти несчастные, которые так хотели видеть своих детей счастливыми? Да ведь их достаточно было поставить перед фактом: "Бог нас соединил - и люди не должны разлучать!"
Не решились... Побоялись...
Взрослая, необъятная любовь свалилась на детей - и убила их. Как стихийное бедствие! И это очевидно, кроме фильма Дзеффирелли, ещё в классических иллюстрациях Дементия Шмаринова. Два автора, которые вернули героям их возраст!
Пусть актёрам в фильме тоже не по тринадцать, а по 16-17 лет, но всё-таки не тридцать, как в большинстве спектаклей и экранизаций. А живописные полотна? Есть и такие, где Ромео с бородой! Но ведь такая история могла произойти только с детьми. Ведь даже само имя "Джульетта" - детски-уменьшительное. "Юленька". Полное - "Джулия"...
Да, мы это понимали. Но вслух говорилось совсем другое:
- А почему это мне нельзя целоваться?! Вон Джульетту мать уже просто выгоняла замуж! Говорила: "Сама я в твои годы давно уж матерью твоей была!"
- Так старухе Капульетти двадцать шесть лет?! Неужели это могло ждать и Джульетту...

Невинная шутка могла отрезвить лучше любой нотации. Вдруг становилось очевидным, что "целоваться" и "замуж" - это совсем не одно и то же. У них там, в странном мире средневековья, "замуж" - это "пока смерть не разлучит". А этих юных веронцев не разлучила даже смерть.


Подлинная история, превратившаяся в легенду задолго до Шекспира, для нас, ершистых подростков, стала толчком к самоанализу, самопознанию. Светлейшая трагедия!

Наталья Баева для портала Познаем Мир Вместе


Комментариев нет