​ВЕЛИКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

​ВЕЛИКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Двадцатые годы двадцатого века - это ещё и годы рождения детской литературы. Полноценной, со всеми видами и жанрами: лирикой и эпосом, романом, повестью, пьесой и рассказом, с поэмой, сказкой и песней.

Первое в мире (!) издательство литературы для малышей и подростков, газеты и журналы на языках всех республик, система поощрений для авторов, пишущих для детей "как для взрослых, только лучше"!
Как это? Система запретов и предписаний не отличалась от взрослой ничем, но самым строгим полагали запрет... на скуку. Считалось, что автору необходимо и достаточно помнить собственное детство: тогда он не будет писать, обращаясь к каким-то воображаемым "примерным деткам". Непременно вспомнит, что знал он в те годы меньше, но чувствовал острее. И едва ли не самым постоянным из чувств была жажда справедливости.

Но ведь и до того, как государство озаботилось воспитанием собственного будущего, дети читали? О круге чтения приличных детей из интеллигентного семейства нам рассказал Лев Кассиль в своей повести "Кондуит и Швамбрания". У него там на острове Лукоморье живут "вне времени и сюжетов"​ Принц и Нищий, Макс и Мориц, Бобус и Бубус, Том и Гек, Оливер Твист, дети капитана Гранта, лорд Фаунтлерой, Нат Пинкертон и Шерлок Холмс, Робинзон и дон Кихот... Если и есть здесь персонажи книг, написанных специально для детей - ни один из них не русский. А Три богатыря и Конёк - горбунок - это писалось не для детей...

Юные читатели просто выбирали из взрослых книг то, что им было интересно. Доступно.

И вот тут становится досадно: что ж это наши уважаемые классики так беспробудно серьёзны, почему они писали только и исключительно для взрослых? Специально для детей написано так мало, да и то половина коротенького списка - это учебные тексты для начальной школы! "Азбука" Толстого, "Живое слово" Ушинского да, к сожалению, забытые ныне "интересные учебники" Водовозовой.
Детские, но при этом - полноценные рассказы и повести были единичны. Трудно вспомнить кого - нибудь кроме Станюковича с его ​"Максимкой" и "Севастопольским мальчиком".
Хотя... а Чарская? О, Лидия Андреевна, обожаемая всеми гимназистками! Можно относиться иронически, но школьная и историческая повесть были введены в обиход подростка именно ею. Ещё повести Маргариты Ямщиковой хороши настолько, что и сегодня их можно брать в образец, а ведь некоторые из них написаны до революции. И... всё?! ВСЁ. Авторы назидательных рассказиков не в счёт.

Остальное - переводы. Причём такие, что переводами их можно назвать лишь с большой натяжкой. Это были пересказы, и весьма вольные: с сокращениями, пропусками целых сюжетных линий, с вымарыванием всего, что пересказчик находил неудобным для приличных детей, с изменёнными окончаниями...

***
Сделав образование обязательным, новая власть сделала и следующий шаг: дала в руки ребёнку КНИГУ.

Это сейчас мы можем наивно полагать, что Маршак, Чуковский, Житков так и родились детскими писателями, такие вот у них талант и призвание. Но ведь в начале своего писательского пути они были людьми солидными, "нормальными" переводчиками, поэтами, литературными критиками... и лишь в зрелые годы резко "помолодели".
А самой первой детской поэмой стал "Крокодил" - сказка, которой Чуковский развлекал больного сынишку. Назавтра сам забыл, и как хорошо, что мальчуган всё-всё запомнил, и продиктовал!
Сказка для озорников, едва ли совместимая с приличным воспитанием времён розовых детских...

***
Но проторённый путь ещё долго казался самым надёжным. Почему бы не пересказать то, что проверено, что нравится многим и многим детям Италии, Англии, Америки? И пересадка на русскую почву "импортных" сюжетов дала плоды весьма неожиданные: "Доктор Айболит", "Буратино", "Волшебник Изумрудного города". Очень интересно сравнивать эти книги с первоисточниками - ведь у "наших" получилось лучше! Или по крайней мере "совсем иначе". Настолько, что "пересказы" оказались произведениями оригинальными, разве что с использованием готовых образов.

Но неподнятой целиной оставался фольклор, причём не столько былины да старины, сколько народное творчество последних двух столетий. "Уральские сказы" Бажова стали открытием Урала не только для детей. Для всех.

Параллельно - театр. "Двенадцать месяцев", "Кошкин дом",
Не боялись авторы и крупной формы. "​Три толстяка" Олеши - это роман для детей.

​Продолжение следует

Наталья Баева для портала ​Гостиная студии Беркана


Комментариев нет