НЕ сказкой единой - 2

НЕ сказкой единой

НЕ сказкой единой - 2

Если из романов зарубежных авторов составители школьных хрестоматий старательно выбирали "приключения", то из русских романов - почти исключительно картины природы. Идиллические эпизоды сельской жизни. А кто же не знает, как скучно читать о природе, в которой не меняется никогда и ничего?! Вот только когда захотим вспомнить лучшие, абсолютно счастливые дни своей жизни - перед глазами неизменно встают картины природы!

И Сергей Тимофеевич Аксаков в своей повести "Детские годы Багрова - внука" поделился воспоминаниями детства. А самыми яркими из этих воспоминаний оказались картины леса, степи, пашни, бесконечной дороги... Из этих отрывков и составлена книжка для детей под названием "Первая весна в деревне".

Помнит ли кто из нас, как впервые увидел кузнечика? Как жалел ничейную собачку и умолял родителей оставить её себе? Как многообещающе привставал поплавок на воде, и на него пыталась сесть невесомая стрекоза?

Как осторожно шагал по осеннему лесу, пытаясь услышать под слоем ярких осенних листьев хруст груздя? Услышал! Кинулся собирать, а тётушка - прямо как маленькая! - отгоняет! "Я первая нашла, мои! Ищи другие!" И ничуть это не обидно, а весело!

Картины, вызывающие прямо-таки зрительные галлюцинации... Едва можно поверить, что Аксаков это уже не писал - диктовал. Ослеп. И видел, всё это видел мысленным взором... Чувствовал этот запах пашни, на которой так ловко, сноровисто работают крестьянские мальчишки. Попробовал поработать сам - ничего не вышло, только насмешил деревенских сверстников. И "навсегда ощутил святость труда". А если бы родители Серёжи охраняли его от этих впечатлений? Растили... если не обычного дворянского недоросля то, скажем так, "интеллигента"?

Тогда картина могла бы получиться такой, как в повести Гарина-Михайловского "Детство Тёмы". Самое

"благородное" воспитание на самых высоких идеалах - и малейшее отступление от идеалов карается отцовской поркой. Но в рассказе "Тёма и Жучка" сложные отношения маленького человека с родителями остаются "за кадром". Маленький читатель просто проживёт вместе с Тёмой одну ночь. Вечером няня Таня скажет, что "Жучку какой-то ирод в колодец сбросил, так визжала, сердешная", - и пожелает Тёме спокойной ночи. Но уснуть мальчик даже и не пытается - он прямо-таки видит несчастную собаку, обречённую умереть в старом пересохшем колодце... Едва дождался рассвета.

Тихо - тихо, чтобы ничем не скрипнуть, не хлопнуть, выбрался из дома, нашёл верёвки, фонарь...

Каким страшным оказался спуск в трухлявый, вонючий колодец, грозивший обвалиться... И какой радостной встреча! Как перемазала его жучка болотной жижей! Обмотал Жучку верёвками - и начал подниматься. Вверх гораздо труднее, чем вниз! Не хватает дыхания, силы на исходе, а квадратик голубого неба вверху ещё так далеко... Собаке показалось, что хозяин её бросил... вой, переполненный настоящим горем!

НЕ сказкой единой

И вот - Жучка спасена. Заливаясь радостным визгом, она "целует" мальчика, а у Тёмы не осталось сил даже на радость. Обморок...

Но почему надо было делать из этого поступка такую страшную тайну? Почему нельзя никого позвать на помощь? Из отрывка это непонятно. Придётся пояснить, что Тёма не знает, и даже не догадывается, как к этому отнесутся его родители! Очень может быть, что они сочтут "неприлично-недворянским" и поступок, по-настоящему благородный.

Но время услужливо стирает из памяти все неприятности, и в детской книжке "Сон Обломова" перед нами страна детства. Волшебная страна ничем незамутнённого счастья.

Здесь небо так высоко, солнце тек ярко, так милы горы - холмы, так весела речка, что весь благословенный край - "ряд живописных этюдов, улыбающихся пейзажей". Даже звёзды приветливо мигают с небес. Мир и тишина... Здесь может быть только покойная, долговременная жизнь и незаметная, сну подобная смерть.

Никто здесь не бывал дальше "губернии" - ближайшего губернского города. Зачем? Слыхали, конечно, что где-то есть Петербург и Москва, за Питером - то ли французы, то ли немцы, а дальше - мрак... и оканчивается всё той рыбой, которая держит на себе землю.

Здесь все друг друга любят, и если господа и покрикивают иногда на крепостных, то только "для порядка". А всеобщий любимчик - семилетний Ильюшенька. Он "едва успевает утирать следы поцелуев"! Его дружно кормят булочками-сливочками и наконец, отпускают гулять. Вокруг так привольно и хорошо, что даже видя каждый день одно и то же, Илюша смотрит на раскинувшийся перед ним мир взглядом, переполненным счастьем! А самое лучшее время - после обеда, когда все и всё погружается в сон. И тогда барчонку кажется, что он один в целом мире!

А вечером будут сказки. Няня "так искусно избегала в рассказах всего, что существует на самом деле, что воображение, проникнутое вымыслом, оставалось у него в рабстве до старости". Навсегда Илья Ильич сохранит сожаление: отчего жизнь - это жизнь, а не сказка? Труд здесь сносили, как наказание, наложенное ещё на праотцев наших, но любить не могли. И если можно было его избежать - избегали. Школа - это тоже труд, и если маменьке кажется, что у ребёнка сегодня "глазки несвежие" - посидит ребёнок недельку дома, поухаживают за ним "Васька, Ванька и Захарка".

Друг у Илюши только один - Андрюша Штольц. Такой сорванец, что за ним и не угнаться! Раз обиделся за что-то на отца - да и сбежал из дома! И что же? "Бездушный" немец и не подумал искать сына!

- Если бы обломовский мальчишка сбежал - я бы всю округу на ноги поднял! А мой - три дня побегает вокруг имения, да и вернётся!

И конечно, этот Том Сойер российского разлива нашёлся сам - ведь не бывает здесь ни долговременных обид, ни опасностей!

Кто не хотел бы пожить в этой русской Утопии?! Но что получится, если в ней вырасти?

А что получится - это читатель узнает, чуть повзрослев и сняв с полки толстый роман Гончарова. "Обломов"...

Наталья Баева для портала Познаем Мир Вместе

TEXT.RU - 100.00%


Комментариев нет