Подмена? ч.2

​​"Что там можно, что нельзя" проще понять, если попытаться ответить на "детский" вопрос: "Что, собственно, такое "сказка"?

Небывальщина - но не фантастика. Населена волшебниками - но не фэнтези. Звери в ней мыслят и говорят - но это не басня. О любви - но не лирика. О проходимце - но не авантюрный роман. О временах царя Гороха - но не история. О Тридевятом царстве - но не география...

Сказка - это эпос о ДОБРЕ и ЗЛЕ. Несовместимых и взаимоисключающих. Настолько, что оказаться на стороне зла нет ни малейшей возможности!

Значит, если нет противостояния, противопоставления - произведение сказкой не является?

Каждый из нас, однако, вспомнит "Алису в стране чудес", "Винни Пуха", "Зимнюю сказку" Топелиуса... Исключения? Нет, просто авторская сказка - несколько иной жанр. Не концентрированный опыт народа, а эксперимент литератора.

Игры со словом, любование богатствами родного языка - это и у Кэррола (Алиса), и у Даля (сказки казака Луганского), и у Бориса Щергина (сказки про Шиша). Но ведь это писалось не для воспитания. Не для детей, а без преувеличения, для себя! Потому, что самому интересно. А то, что интересно одному талантливому человеку, будет интересно многим и многим.

А если всё же решались поэкспериментировать с детьми, отринув народные традиции?

никогда не запоминаю тех, кого убиваю" - это произносит не маньяк, не серийный убийца, а ... ребёнок. Вечный ребёнок, для которого убийство - игра. Ничем не хуже любой другой.

(рис. Питер Пен)

"Синдром Питера Пена" - мрачный психиатрический диагноз. Отказ от взросления. Пожизненное детство. Но ведь такого заболевания в принципе не может быть там, где надо работать, чтобы жить? Физически выживать?

Значит всё же не сказка "виновата", пусть даже столь "неправильная".

***

Но можно ли предположить, что "неправильные" с русской точки зрения сказки целенаправленно используются, чтобы заставить русских детей ... стыдиться своей национальности? Такая цель, как будто, не провозглашалась, но... как не вспомнить эпизод из начала 90-х?

Только что выпущен в свет мультфильм "Незнайка на луне", коллектив создателей принимает поздравления. И популярная певица Кристина Орбакайте рассказывает, в каком восторге от мультфильма её сынишка:

- А ведь ничего не знал про Незнайку, я его растила на Питере Пене! Теперь думаю: может, надо было ему читать и русские сказки?

Столь откровенное и целенаправленное программирование ребёнка для жизни где угодно, только не на родине - это, думается, всё же исключение. Невозможно предположить, чтобы к "забугорной" жизни готовили целый народ.

Но тогда почему, для чего вселенская реклама Гарри Поттера? Вплоть до рекомендаций включить его в школьную программу?

О "Гарри" сказано и написано много, очень много хорошего - и вполне заслуженно: столь убедителен, столь реалистичен и столь внутренне логичен мир Хогвардса - школы для юных волшебников. А сами эти волшебники - прежде всего - англичане. Со всеми достоинствами и недостатками национального характера, со специфически английским отношением к школе, наставникам, чести мундира. Чем и интересны.

Но от книги к книге нарастает ощущение бессмысленности, тупиковости этого "государства в государстве". Для чего оно существует? Для борьбы со вселенским злом? Но зло в образе Волан де Морта совершенно неубедительно. А мудрые и благородные учителя в этой борьбе не стесняются в средствах - и граница между добром и злом исчезает! Что в сказке недопустимо.

И задолго до окончания школы ребята понимают, что в жизни они "командой" не будут, а стратегию и тактику личного успеха надо продумывать заранее. Ну хотя бы свой магазин...

Читатель уже готов воскликнуть: "Мечтать надо о высоком!" А ему подсказывают: "Если уж почти всемогущие волшебники не мечтают ни о чём, выше собственной лавочки"...

Может, это и есть "изменение матрицы"?

Вспомним и сравним: для чего использовали волшебные возможности герои русских сказок? О чём они мечтали? О счастье всеобщем, или хотя бы для того, кому без волшебства не поможешь...

Но разве не от родителей зависит, что именно будет читать и смотреть их ребёнок? По крайней мере, пока он действительно ребёнок - лет до десяти или одиннадцати.

Что же побуждает людей, воспитанных на настоящей литературе, покупать своим детям в лучшем случае "Гарри", а в худшем ... предела худшему не знаю. Журнальчик "Подонки", например. Или развлекалочки типа "Хочешь стать людоедом? Попробуй для начала питаться соплями!"

Продолжение следует....

Читайте по этой теме:

​Подмена? ч.1

​Подмена? ч.2

​Подмена? ч.3

Наталья Баева для портала​ Гостиная студии Беркана


Комментариев нет