Перечитываем классику. Чехов А.П.

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ 1860 - 1904 г.г.

Никто не смог бы рассказать про Чехова лучше, чем рассказал сам о себе Антон Павлович.

" Газетчик значит, по меньшей мере, жулик. Я в ихней компании, работаю с ними, рукопожимаю и, говорят, издали стал походить на жулика. У меня в Москве сотни знакомых, между ними десятка два пишущих, и я не могу припомнить ни одного, который читал бы меня, или видел во мне художника. Я - газетчик, потому что много пишу, но это временно. Оным я не умру".

Медицина - это профессия, это надёжно, все знакомые советовали Антону Павловичу заниматься только и исключительно врачеванием, оставив перо, но... когда за плечами уже десять лет сотрудничества в разных газетах и газетках, не хочется верить, что пуды бумаги были исписаны напрасно. Когда друзья требовали у Чехова решительного ответа, кто же он в конце концов - врач или писатель, Антон Павлович по обыкновению отшутился:

- Медицина мне - жена, а литература - любовница. Впрочем, может быть и наоборот...

Для человека скромного, не слишком самоуверенного, входить в литературу в эти годы казалось делом безнадёжным: на фоне Некрасова, Достоевского, Тургенева, Салтыкова - Щедрина, Толстого, наконец?! А газетчик - это не совсем литератор, не писатель - подёнщик.

Совершенно неожиданной оказалась высокая оценка Григоровича: "Настоящий талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения". А вслед за этим - и официальное признание: Пушкинская премия 1888 года! Единственное достижение, которому Чехов радовался, как дитя - это пропуск в толстые журналы, это - место на литературном Олимпе не только для него, но и для целого поколения пишущих разночинцев. А ведь "что писатели - дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. В литературе я - Потёмкин, счастья баловень безродный".

Вопреки стремлению идеализировать, романтизировать прошлое, в семье Чеховых недавнее прошлое ненавидели: ведь и отец, и мать писателя были из крепостных. Воля была для них самой заветной мечтой, казалось - как вырвутся, так больше нечего будет и желать. Были столь настойчивы и предприимчивы, что выкупились на волю ещё до отмены крепостного права, до 1861 года. Но счастье оказалось недостижимым горизонтом: кем можно стать без денег, без первоначального капитала? Дед сумел приписаться к мещанскому сословию, работал управляющим в имении, отец устроился приказчиком у купца, за несколько лет сколотил капиталец - и начал собственное дело - мелочную торговлю.

О свободе он больше не говорил - понял, что вся жизнь пронизана отношениями власти - и подчинения. "Волки и овцы". Не хочешь быть овцой - сумей стать волком, даже если это не в твоей натуре. А ведь Павел Егорович был редкостно талантлив: прекрасно играл на скрипке и пел. Но даже любовь к музыке не мешала быть деспотом: дети не только не пропускали ни одной церковной службы, но и сами пели в хоре (каждый день с пяти утра!). И домашние концерты: отец - на скрипке, кто-нибудь из детей - на фортепиано. Сестра пела. Надо быть очень одарёнными, чтобы при этом не возненавидеть музыку. У брата Николая, впрочем, было другое дарование - отличный художник. Другой брат, Александр - тоже станет писателем.

Какой ни глухой провинцией был Таганрог, но возможности для развития детей здесь были: греческая школа, классическая гимназия, общественная библиотека, и что особенно важно - театр! Однажды побывав на представлении, дети Чеховых "играли в театр" - начали сочинять короткие пьески и разыгрывать их перед родителями.

Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, получила хорошее образование - окончила частный институт Благородных девиц. Она страстно любила театр, и сумела передать эту любовь всем своим шестерым детям. В противоположность отцу, человеком она была скромным, застенчивым, и при этом - с повышенным чувством долга. Позже Чехов скажет: "Талант в нас со стороны отца - а душа со стороны матери".

Настоящими убеждениями Антон Павлович был обязан Московскому университету. Здесь он приобрёл не только профессию врача, но и презрение ко всякому "сверхчувственному опыту", ко всякому романтизму и модному оккультизму. "Вне материи нет ни опыта, ни знаний, а значит, нет и истины". Вера в разум, в науку, в прогресс сложилась естественно. "Не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли, и временем, когда перестали драть, была страшная".

Ещё на студенческой скамье Чехов задумал большую драму, но ради ежедневного заработка начал писать пародии на известных литераторов. Получалось забавно. Нащупывая свою тему, он напишет несколько бытовых зарисовок, несколько "сценок", которые сам позже назовёт "осколочными рассказами". Самый известный из этих "осколков" - "Лошадиная фамилия".

Отдал дань и теме "маленького человека" - именно так, как старшие собратья по перу: пожалейте меньшого брата! Но его маленькие люди - это дети. Те, кто по определению не могут быть "сами виноваты".

В рассказе "Спать хочется" тринадцатилетней Варьке спать вообще не полагается: когда бы ни уснула - удар по затылку: хозяйское дитё плачет, качай! Это ночью. А днём - и в лавочку, и кухарке помочь, и на стол подать, и на побегушках - туда-сюда... Действительность прерывается галлюцинациями, которые и снами - то назвать нельзя: вот отец надорвался - да и помер от грыжи... удар по затылку - и приказ топить печь. Вот они с матерью бредут в город наниматься, а по пути кормятся милостыней... удар - и приказ качать ребёнка. Ребёнок мешает спать, мешает, мешает... Не сознавая, сон это или не сон, Варька душит ребёнка, падает на пол рядом с колыбелью - и со счастливой улыбкой засыпает. Как мёртвая.
​​Читать полностью:

Наталья Баева для портала​ Гостиная студии Беркана


Комментарии:


  • Наталья
    2017-09-18 21:40:09
    А продолжения рассказа нет.... Пишут: страница отсутствует.
  • Лидия Голубева
    2017-09-19 08:49:52
    Спасибо Наталья за подсказку. Исправила.