Учимся рисовать!

ТРУДНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ?

А трудно ли освоить пианино? Виртуозов единицы, а гамма по силам любому младенцу.

Трудно ли стать математиком? Великим – почти невозможно, «просто учителем» тоже непросто, а таблица умножения по силам каждому.

Своя «таблица умножения» есть и в рисовании. Этот набор сведений и технических приёмов и должен «даваться» на школьных уроках, но увы… Отношение к «третьестепенному» предмету таково, что если кто в школе и научится держать в руках карандаш, то не «благодаря», а «вопреки».

На турбазе под Севастополем детская комната предложила родителям услугу – позаниматься с детьми, пока взрослые купаются. Детям от четырёх до двенадцати лет (из разных городов) раздали бумагу, карандаши, краски… Тем, что получилось, украсили забор. И у малышей, и у подростков одно и то же: наверху небо, внизу земля, а между ними пустое белое пространство; человечки – «точки-палки-огуречки» с половинками голов – без лба и «купола», а цветы стоят в вазах прямо, как на параде. Безнадёга…

Предположить, что все они бездари – невозможно, так не бывает! Просто за 5-6-7 лет «обучения рисованию» им никто не объяснил, хотя бы на словах, каковы пропорции человеческой фигуры, как «построить» лицо, что такое букет или линия горизонта. Годам к тринадцати, разглядев, наконец, несоответствие своего рисунка и «жизни», многие (почти все!) прекращают всякие дальнейшие попытки. «Я не умею рисовать» - и всё тут.

Но если у девочки и в семь, и в двенадцать лет в альбомчиках всё те же «принцессы», всё такие же кособокие и «полуголовые»? Была бы гением – рисунки бы совершенствовались? Да, не гений, но вполне возможно, что это талант, к которому никто не отнёсся всерьёз. Ведь главная составляющая таланта – увлечённость. Да, вряд ли она напишет гениальное полотно, но дружеский шарж, оригинальная открытка, книжная иллюстрация или настенное панно ей вполне по силам. Только подскажите, только направьте!

***

Вспомните свои школьные уроки рисования: почти наверняка вы пытались вытащить циркуль или линейку – и получали замечание от бдительного учителя: «Художник линейкой не пользуется»!

Почему? Веками пользовались. Циркуль вообще был эмблемой «художества», как молот – рабочего или серп – крестьянина. Ведь закономерности в рисунке такие же чёткие, как в чертеже.

Неужели кто-то всерьёз полагает, что подробнейшие «архитектурные пейзажи», виды городов на полотнах мастеров Возрождения – результат феноменального глазомера? Нет, авторы пользовались не только «линейками», но и рамкой для перевода объёма в плоскость, и даже камерой – обскурой, предком фотоаппарата. Это гениальные в своей простоте изобретения Леонардо да Винчи, сделать которые по силам любому школьнику.

Давно назрела необходимость собрать в одну книжку наработки художников разных времён. «Лентяев», которые всячески облегчали себе жизнь.

(Если не полновесный учебник, то методичку обещаю написать к следующему лету).

А пока – вот материал одного урока:

***

У Николая Носова в книжке про Незнайку есть такой эпизод: к художнику Тюбику выстроилась длиннейшая очередь заказчиц. И все девочки просили об одном и том же: чтобы глаза побольше, ротик поменьше, ресницы подлиннее… В конце концов бедный художник взял кусок картона, прорезал в нём огромные глаза и крошечный ротик. Он прикладывал это сооружение к бумаге, мазал краской прорези, а потом добавлял форму носа, бровей, причёску – и готово! И все были довольны!

Нарисовать портрет по трафарету? Возможно ли это?! Попробуем!

НЕ будем надеяться на свой глазомер – возьмём листок в клеточку. Проведём среднюю линию такой длинны, чтобы делилась на 7 (например, 21 сантиметр). Это – высота будущей головы, от подбородка до затылка. Пока никаких прибавок на волосы – измерять удобнее лысую. Делим эту линию едва заметными штрихами на семь частей и длинной вспомогательной линией пополам. Вот так: (рис.1)

Определим ширину будущей головы. В самом широком месте – примерно половина высоты. К подбородку сужается, формой напоминает яйцо. (Рис.2)

Средняя вспомогательная – линия глаз. На ней располагаются УГОЛКИ глаз, и значит, верхнее веко выше линии, нижнее – ниже. Обычно на этой же линии зрачок, если человек смотрит прямо перед собой. Расстояние между глазами равно длине одного глаза.

Точка пересечения средней и вспомогательной линии – это переносица. Выше переносицы у нас два штриха. Верхний – граница волос, та самая нижняя точка, из которой могут расти волосы (понятно, что пряди могут падать гораздо ниже). Второй штрих ниже переносицы – это основание носа. Не кончик, а именно ОСНОВАНИЕ – нижняя площадка. (Рис. 3)

Точки 2, 4 и 6 нам не пригодились – теперь их можно стереть, чтобы не путаться.

Далее расстояние от точки 5 до подбородка делим на три равные части.

Теперь первый штрих снизу – это подбородок, выступающая часть. А вот второму штриху снизу уделим особое внимание:

Это СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ губ. Губы могут быть толще или тоньше, но граница верхней будет НАД, а нижней – ПОД. А средняя линия – это линия СМЫКАНИЯ губ. Кстати, самая выразительная линия человеческого лица – почти все эмоции можно выразить её искривлением. Но об этом разговор впереди, пока нарисуем её почти прямой. Длина линии – примерно полтора глаза. (Рис. 4)

«Трафарет художника Тюбика» готов! Можно приложить его к стеклу, под стекло – лампу, поверх трафарета – чистый листок… А можно и вырезать основные линии – и просто прикладывать к бумаге. Раскрашивать прорези.

И не было случая, чтобы по этому трафарету не сумели нарисовать «портрет» литературного персонажа. Получается даже у тех, кто считал, что не умеет!

***

Этот авторский мастер-класс проходил на втором международном фестивале "Крымская ноосфериана 2013" в августе этого года в г. Севастополе.

А результаты его можете посмотреть на самом верхнем снимке.
А сейчас - рабочие моменты:

TEXT.RU - 100.00%


Комментариев нет